12 декабря 2017

Открытие программы "Вместе с тобой"

  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

                                                                                                                                           Л.Н.Толстой

08 декабря 2017 года в нашем Центре состоялось открытие просветительской программы по профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних «Вместе с тобой», первое занятие началось с родительской встречи с элементами дискуссии на тему: «Счастлив тот, кто счастлив дома» (Роль семейных традиций в воспитании ребёнка).  

Многие известные личности рассуждали на тему семьи. К примеру, актриса Фаина Раневская считала: «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья». Писатель Оноре де Бальзак размышлял: «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга». Ответственность супругов возрастает, когда в семье появляется третий – любимый, желанный, но требующий всеобщей ласки, любви, заботы и внимания – ребенок. Воспитывая его, мы - родители, часто сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем нотации о том, как вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. А отсюда вытекают новые проблемы, конфликтные ситуации. Так что же нужно для того, чтобы ребенок был счастлив у себя дома?

Все родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок был счастлив, считают, что жизнь удалась, если у детей всё прекрасно. Ещё Макаренко напоминал всем: «Наши дети - наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». И очень страшно представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти плохие люди. Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно они являются его первыми воспитателями.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Многообразие отношений между её членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.

Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей. Атмосфера семьи определяется её прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает ребёнок в семье, тем лучше. Поэтому была выбрана актуальная для наших семей тема встречи «Счастлив тот, кто счастлив дома». Мы говорили о том, что семья – это тот надёжный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. В. Гюго говорил: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят».

Главной цель являлось побудить родителей к откровенному разговору с детьми об особенностях семейных отношений. Также были сформированы задачи, такие как, способствовать формированию культуры общения родителей и детей; научить родителей слышать и понимать своего ребенка; обсудить роль семейных традиций в воспитании детей.

В процессе встречи родители были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Работали с заданиями как группой, так и по раздельности, проявляли сообразительность, находчивость, умение общаться, дружно работать, а главное – проявляли фантазию. Рисовали «дерево своей семьи», рассказывали на что оно опирается, что является корнями их семьи; кто или что является ветвями семьи; к чему стремится дерево их семьи и т.д. Обсуждали то что, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробовали выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. С помощью игры «Вопрос-ответ», обсудили вопросы о роли семейных традиций в воспитании, высказали своё мнение и обменялись опытом семейного воспитания. На занятии нам представилась возможность поразмышлять о своей семье и оценить взаимоотношения в своей семье и подумать, что мы могли бы изменить в лучшую сторону!

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.

Мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Вспомним слова замечательного педагогаВ.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Я желаю счастья всем семьям, успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

 

Психолог ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №6"

                 Захарова Янина Николаевна.